Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Литературный музей Института Русской Литературы (Пушкинский Дом) РАН

Литературный музей Пушкинского дома – один из первых историко-литературных музеев в России. Основан в 1905 году. Собрание музея включает изобразительные, документальные, фотографические и историко-бытовые материалы, относящиеся к русской литературе XVIII—XX веков. Музей входит в Ассоциацию литературных музеев Союза музеев России. Постоянная экспозиция посвящена знаковым деятелям русской литературы XVIII – начала XX веков. Особый статус музея, который является одним из научных подразделений действующего Института русской литературы в составе Российской академии наук, позволяет рассматривать его коллекции и саму историю музея, как уникальную источниковедческую базу.
Территориально музей расположен на Стрелке Васильевского острова Санкт-Петербурга, в одном из самых известных архитектурных ансамблей города. Рядом с Литературным музеем находятся такие ведущие музейные институции, как Кунсткамера – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук — первый музей России; Зоологический музей Зоологического института Российской академии наук — старейший зоологический музей на территории России; Государственный Эрмитаж в здании Биржи.
Сегодня собрание музея и его «публичная история» (в виде постоянной экспозиции и временных выставок) строят свой диалог со зрителем, соединяя научную основу и современные способы и средства трансляции информации. Литературный музей Пушкинского дома на «музейной» карте — это современный музей, сохраняющий традиции и основы научной мысли и способный визуализировать такое явление, как «литературоцентричность» русской культуры.

Адрес

Санкт-Петербург
наб. Макарова, 4, Санкт-Петербург
Телефоны: 328-05-02
Сайт: http://pushkinskijdom.ru/

Постоянные и временные экспозиции

Наряду с библиотекой Пушкина, положившей начало Пушкинскому Дому, почти сразу стали формироваться коллекции, отражавшие многообразный литературный быт эпохи, то есть собственно музейные экспонаты. Из самых первых были подаренный А. А. Кулужинской портрет ее бабушки Анны Петровны Керн, а также два портрета знаменитого переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича, которые преподнес Пушкинскому Дому П. П. Гнедич. Шел поток приобретений и дарений: отдельные экспонаты и целые собрания, картины и скульптуры, книги и рукописи… Скамеечка А. П. Керн, на которой сиживал Пушкин, — от ее внучки А. А. Кулужинской, ряд реликвий — от А А. Бахрушина и А. Ф. Кони, документы — от Литературного фонда и материалы из Дирекции Императорских театров, из издательства Брокгауз — Ефрон… Создатели Пушкинского Дома как музея литературы с самого начала «столкнулись с полной невозможностью отделить эту литературу от окружающего ее быта, а столкнувшись с этим обстоятельством, должны были, в пределах необходимости, пополнять свои историко-литературные коллекции не только портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям, но и различными принадлежащими им и характеризующими их вещами и по возможности той обстановкой, среди которой жили и работали писатели той или иной эпохи. Эти соображения и привели к тому, что в коллекции музея Пушкинского Дома были введены отделы реликвий и отчасти предметов быта» (см.: Пушкинский Дом при Российской Академии наук. Л., 1924, с. 109).

Поток рукописей, книг, разнообразных меморий быстро расширялся. В музей поступили семейные реликвии Вревских, Плетневых, Араповых, Вяземских, Раевских, Лонгиновых. Обширные материалы были переданы Обществом Толстовского музея, Отделением языка и словесности Академии наук. И если выставка 1899 г. лишь посеяла в обществе идею создания Пушкинского Дома, то первая большая пушкинодомская выставка, развернувшаяся в 1913 г. в главном здании Академии наук, засвидетельствовала успешную реализацию этой идеи. Правда, Первая мировая война сказалась и на судьбе Пушкинского Дома: предоставленные ему залы занял военный госпиталь.

После 1917 г. Пушкинский Дом стал особенно быстро развиваться, так как был включен в число академических научных учреждений, и через Государственный музейный фонд пополнялся разнообразными материалами из многих частных собраний. Вообще же именно после 1917 г. он обогащался уже не только отдельными реликвиями, а целыми коллекциями. Тем более что при всей скудости средств государство изыскивало немалые суммы денег для новых приобретений. Среди обширных поступлений этого времени следует прежде всего назвать переданные в ИРЛИ коллекции Пушкинского музея Александровского лицея и Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища, где, как известно, учились великие поэты.

Существенно приросло музейное собрание за счет мемориального наследия юриста и общественного деятеля А. Ф. Кони, видного историка искусств, барона Н. Н. Врангеля, поэта Я. П. Полонского, князя С. С. Абамелек-Лазарева, великого князя Константина Константиновича. Диапазон деятельности музея все более расширялся, что нашло отражение в организации персональных литературных выставок, посвященных И. С. Тургеневу, Н. А. Некрасову, Ф. М. Достоевскому — все юбилейные.

Богатство раритетных материалов было таково, что позволяло строить на выставках самостоятельные историко-культурные сюжеты, такие, например, как акварельный портрет пушкинской эпохи, русская портретная живопись XIX в., мир русского альбомного рисунка (в Пушкинском Доме находится великолепное собрание русских альбомов), живопись и графика русских писателей, иконография Москвы и Петербурга, жизнь Петербурга в видовых и жанровых гравюрах и литографиях, русская усадьба XVIII—XIX вв. и ее обитатели, история русской фотографии, русские литературные кружки и салоны XIX — начала XX в. и др.

Запасники дают возможность развертывать широкие временные экспозиции, иногда необычные, как, например, посвященные великому князю Константину Константиновичу (поэту К. Р.) или теме «Пушкин и православие» и др.

Постоянные экспозиции тяготеют к монографичности. Такова тургеневская «тема», исполненная за счет материалов пушкинодомских собраний А. Ф. Онегина, известного собирателя старины П. Я. Дашкова, литератора Ф. А. Витберга, историка литературы и библиографа С. А. Венгерова. Обильна тургеневская иконография, представленная работами А. А. Харламова, В. А. Боброва, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского и такими скульпторами, как А. Н. Беляев, М. М. Антокольский, Ж. А. Полонская. Кроме того, в музее немало фотографий писателя. Вообще собрание фотоматериалов поистине огромно. Как и изобразительных материалов, созданных самими писателями, многие из которых были превосходными рисовальщиками, графиками, живописцами. Виды тургеневских мест в рисунках и акварелях поэта Якова Полонского характеризуют не только Тургенева, но и самого Полонского. А писателя Тургенева дополняет Тургенев-художник своими автоиллюстрациями: «Касьян с Красивой Мечи», «Однодворец Овсянников», «Гамлет Щигровского уезда».

Кстати сказать, и Достоевский-график дополняет писателя Достоевского.

Пушкинодомские экспозиции как бы компенсируют отсутствие в Санкт-Петербурге персональных музеев многих великих русских писателей. Так, переехала в Пушкинский Дом часть убранства квартиры Ивана Александровича Гончарова на Моховой: письменный стол, предметы быта, экзотические сувениры, вывезенные из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада».

Особенно значительна толстовская коллекция музея, фактически являющаяся, подобно пушкинской и лермонтовской, целым самостоятельным музеем. Толстовский фонд начал формироваться еще при жизни писателя. В 1909 г. в Петербурге была устроена юбилейная выставка по случаю его 80-летия, которая легла в основу возникшего в 1911 г. музея, — M. A. Стахович подарил два портрета Л. Н. Толстого кисти И. Е. Репина, скульптор И. Я. Гинцбург — все свои скульптурные изображения писателя. В фонде есть полотна Н. Н. Ге, Н. П. Богданова-Бельского, Л. О. Пастернака, скульптуры П. П. Трубецкого. Великолепные собрания фотографий и документов передали В. Г. Чертков — издатель и друг Толстого, и вдова писателя С. А. Толстая.

В результате Толстовский фонд вобрал материалы редкой художественной ценности. Сын писателя С. Л. Толстой считал, например, что портрет Льва Толстого работы Н. Н. Ге вообще лучший и наиболее точный, так как Лев Николаевич для него не позировал, а, углубленный в работу, просто забывал о присутствии художника. Со своей стороны, В. В. Стасов полагал выдающейся картину Репина «Лев Толстой в комнате под сводами в Ясной Поляне», но уже не столько физиономически, сколько «идейно», как передающую творческую душу великого писателя.

Колоритно и собрание личных вещей Толстого, среди которых, например, наряду с чашкой, блюдцем, ручкой мы можем увидеть… сшитые им самим сапоги.

Гордостью музея является самая полная в стране коллекция, поступившая, как уже сказано, из Лермонтовского музея, существовавшего при Николаевском кавалерийском училище с 1883 г. Увлекавшийся с детства рисованием, а затем и бравший уроки живописи профессионально, Лермонтов оставил богатое изобразительное наследие: живописные портреты, картины и рисунки, батальную живопись и пейзажи. В большой мере эта живопись, как и рисунки, являет и параллели его поэзии и отражает факты и события его биографии — прежде всего пребывания на Кавказе. Таковы «Кавказский вид с саклей», и «Воспоминания на Кавказе», и «Кавказский вид с верблюдами». Уникальна и коллекция лермонтовских автопортретов. Кроме того, представлены и почти все его прижизненные портреты, начиная с детского (автор — неизвестный художник) и включая портреты, выполненные А. И. Клюндером, К. А. Горбуновым, Р. Шведе. Из работ Лермонтова примечателен портрет герцога Лермы, по семейной легенде, его предка, в котором проглядывают черты самого поэта. Всему этому лермонтовскому изобразительному ряду как бы аккомпанирует отражение лермонтовской поэзии в работах художников В. А. Серова, М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, В. Д. Замирайло (представленных, как практически и все в Пушкинском Доме, оригиналами). А многочисленные личные вещи Лермонтова помогают воссозданию образа всей его короткой, но бурной и романтичной жизни: кинжал, шашка, кавказский пояс, первые офицерские эполеты… и карандаш, извлеченный из кармана после смертельной дуэли.

Кроме собственных постоянных и сменных выставок материалы Пушкинского Дома неизменно дополняют выставки многих других культурных центров. При помощи Пушкинского Дома создавались музеи Достоевского — петербургский и семипалатинский, Гаршина — в Болгарии, Глеба Успенского — в Чудове. Некоторые петербургские литературные музеи, в сущности, дочерние по отношению к Пушкинскому Дому: скажем, музей Александра Блока с пушкинодомскими его экспонатами, временно туда переданными, — мебель, рисунки и т. п. И почти все основные пушкинские музеи в стране были созданы Пушкинским Домом и до поры до времени входили в его состав.

В настоящее время Музей ведет работу по нескольким направлениям: учет и научная инвентаризация фондов, организация выставочной деятельности Пушкинского Дома, участие в выставках музеев Санкт-Петербурга, прием и организация экскурсий для посетителей, консультирование исследователей.

Постоянная экспозиция Музея включает в себя материалы по истории русской литературы и культуры XVIII – начала XX вв. Монографические разделы: Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. К. Толстой, семья Майковых, Я. П. Полонский, Ф. М. Достоевский, великий князь Константин Константинович (К. Р).

Коллекции Музея насчитывают более 120 тысяч предметов основного фонда и свыше 100 тысяч единиц материалов информационно-мемориального характера. В постоянной экспозиции демонстрируется 1528 единиц хранения (живопись, графика, акварели, рисунки, миниатюры, печатная графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, предметы быта и мемории).

В феврале 2005 года в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве прошла выставка «Имя Пушкинского Дома в Академии наук…», посвященная 100-летнему юбилею Пушкинского Дома. Рукописные книги XV-XVI вв.; материалы из собраний А. Ф. Онегина, музея Александровского лицея, Лермонтовского и Толстовского музеев, из домов Аксаковых, Полонских, В. М. Гаршина, Л. Н. Андреева, А. А. Блока; фрагмент кабинета великого князя Константина Константиновича, стол из гостиницы «Англетер» и предсмертная записка Сергея Есенина; собрание портретов академиков, переданное в Пушкинский Дом Академией наук; рукописи и прижизненные издания с автографами русских писателей XVIII-XX вв. Это было одно из самых масштабных представлений коллекций Пушкинского Дома вне его стен.

Главный экспонат

Пушкинский Дом представляет реликвию, хранящуюся в Литературном музее, — гранатовый браслет, принадлежавший первой жене Куприна Марии Карловне Куприной-Иорданской (1879 – 1966).
Именно он послужил прообразом браслета, описанного Куприным в знаменитом рассказе, в основе сюжета которого лежит реальная история.

Прототипом главной героини рассказа княгини Веры Николаевны Шеиной послужила Людмила Ивановна, жена губернатора Вильно Дмитрия Николаевича Любимова, в которую безнадежно и самоотверженно был влюблен бедный телеграфный чиновник П.П. Желтый. В доме Любимовых Куприны бывали, поэтому «роман» был им хорошо известен и, по воспоминаниям Куприной-Иорданской, носил скорее пародийный, юмористический характер — так воспринимали его в семье Любимовых и их ближайшем окружении. А браслет Мария Карловна описывает как толстую позолоченную цепочку, к которой подвешено было маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос Воскресе, дорогая Лима. П. П. Ж.».
Однако именно «гранатовый браслет» Куприной-Иорданской превратил давно знакомую Куприну историю, «курьезный случай» из жизни, в рассказ о трагической и возвышающей силе любви. И особая роль в нем отведена браслету, который стал овеществленным символом любви главного героя.

Браслет имеет овальную форму, гранаты довольно грубой огранки от мелких до крупных, образующих розетку. Браслет изготовлен в Богемии в 40-е годы XIX века из «богемских гранатов», название которых происходит по месту их месторождения в Центральной Чехии. Для этого граната характерен густой красный цвет – «кровавый отблеск». Серебряный браслет позднее был вызолочен неумелым ювелиром к большому неудовольствию Куприна.
Куприна-Иорданская позднее подарила браслет известному журналисту Василию Алексеевичу Регинину – близкому другу семьи. Позже реликвия перешла к дочери В. А. Регинина – Кире Васильевне, согласно завещанию которой браслет был передан в Пушкинский дом.

История музея

Один из основателей Пушкинского Дома Б. Л. Модзалевский (1874–1928) считал его создание «лучшим способом ознаменования 100-летнего юбилея Пушкина». Прообразом будущего академического института стала Пушкинская выставка, развернутая в Императорской Академии наук в мае 1899 г. Она была создана усилиями вице-президента Академии Л. Н. Майкова (1839–1900) и выпускника С.-Петербургского университета Б. Л. Модзалевского. Им удалось собрать более 700 экспонатов (среди них – 93 пушкинских автографа), рассеянных по частным собраниям и различным учреждениям. По закрытии выставки экспонаты были возвращены владельцам, а средой, которая хранила и развивала идею постепенного собирания пушкинского наследия, стала академическая Комиссия по постройке памятника А. С. Пушкину в С.-Петербурге под председательством президента Императорской Академии наук вел. кн. Константина Константиновича (1858–1915). 15 декабря 1905 г. в ее заседании и было принято решение о создании Пушкинского Дома. «Чудный, памятный день в истории русской культуры! Сегодня решен “Дом Пушкина”. Поздравляю мыслящую Россию с этим громадным приобретением!..» – записал тогда в своем дневнике Вл. А. Рышков (1865–1938), секретарь Комиссии по постройке памятника А. С. Пушкину. 14 июля 1907 г. «Положение» о новом академическом учреждении, разработанное Б. Л. Модзалевским и Вл. А. Рышковым, было утверждено Николаем II. Его основные параграфы устанавливали следующее: «Пушкинский Дом учреждается в благоговейную память о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине для собирания всего, что касается Пушкина как писателя и человека… Пушкинский Дом предназначается также для хранения всего, что касается жизни и деятельности представителей русской изящной словесности… Пушкинский Дом составляет государственное достояние и находится в ведении Императорской Академии наук».
М. Д. Беляев (1884–1955) – один из первых сотрудников Пушкинского Дома, отмечал, что новое академическое учреждение начиналось «на пустопорожнем месте», когда «вокруг были старые, с заслуженной репутацией библиотеки, архивы и музеи». Поэтому его создатели сосредоточили свое преимущественное внимание, как и при устройстве Пушкинской выставки 1899 г., на архивах, библиотеках и реликвиях, находящихся в частных руках.
Первоначальный период формирования фондовых собраний Пушкинского Дома был ознаменован приобретением или получением в дар крупнейших коллекций историко-литературного и художественного значения, которые послужили основанием для его основных Отделений – Рукописного, Библиотечного и Музейного – и заложили прочную документальную и источниковую базу исследовательской и издательской деятельности.
Краеугольным камнем в основании Пушкинского Дома стала приобретенная в 1906 г. на средства государственной казны у внука Пушкина личная библиотека поэта. В 1910 г. был издан ее подробный каталог, подготовленный Б. Л. Модзалевским. Пушкинская библиотека положила начало не только книжным, но и рукописным собраниям Дома, так как при ее описании были обнаружены автографы Пушкина, письма и визитные карточки лиц его ближайшего окружения.
В 1908 г. состоялась командировка Б. Л. Модзалевского в Париж – для составления описи и научной оценки собрания А. Ф. Онегина (1845–1925), создателя и единственного хранителя Пушкинского музея, в котором сохранялись тысячи реликвий русской культуры. Весной 1909 г. был подписан договор, по которому Онегин уступал свой музей Императорской Академии наук, оставаясь его пожизненным хранителем. В 1922 г. этот договор был подтвержден, а в 1928 г. Онегинское собрание было перевезено из Франции в Пушкинский Дом.
В февральские дни 1917 г. сотрудники Пушкинского Дома вынесли из горящего здания Департамента полиции бесценный для истории русской культуры и общественной мысли архив III Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии. Тогда же были спасены от разграбления и фактической ликвидации Пушкинский музей при Императорском Александровском лицее и Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище, бесценные коллекции которых практически в полном объеме были приняты на постоянное хранение в Пушкинский Дом.
В течение первых 25 лет целенаправленного собирательского труда, в немалой степени благодаря авторитету и безукоризненной репутации первых руководителей учреждения акад. Н. А. Котляревского (1863–1925) и чл.-корр. Б. Л. Модзалевского, Пушкинский Дом получил по завещанию и в дар, спас от уничтожения и распыления во время революций, Гражданской войны и разрухи, приобрел путем обмена и покупки более 600 рукописей Пушкина, архивные, книжные, мемориальные собрания П. А. Ефремова, П. А. Плетнева, вел. кн. Константина Константиновича, П. Я. Дашкова, Я. К. и К. Я. Гротов, И. А. Шляпкина, М. И. Семевского, М. М. Стасюлевича, М. Н. Лонгинова, А. Ф. Кони, П. В. Анненкова, А. В. Никитенко, Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, Я. П. Полонского, А. Н. Майкова, Ф. И. Стравинского, Ф. К. Сологуба, К. Н. Бестужева-Рюмина, семейные архивы Осиповых–Вульфов–Вревских, Павлищевых, Раевских, кн. Волконских, Стасовых, Даргомыжских, Виельгорских, Боткиных, Полонских, Аксаковых, Голицыных и мн. др.
В 1922 г. Пушкинский Дом принял под свое научное руководство Пушкинский заповедник в Псковской губ., учрежденный в соответствии с декретом Совнаркома, и положил начало возрождению мемориальных усадеб в Михайловском и Тригорском (в 1934 г. заповедник был присоединен к Пушкинскому Дому).
В 1925 г. в ведение Пушкинского Дома передали последнюю квартиру А. С. Пушкина (наб. реки Мойки, д. 12), в которой был создан мемориальный музей.
С 1921 г., когда Академия наук получила б. дом кн. С. С. Абамелек-Лазарева (Миллионная ул., д. 22), Пушкинский Дом начал устраивать в нем регулярные выставки, на которых широко демонстрировал свои богатейшие историко-литературные и художественные коллекции (к 100-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. А. Григорьева, к 125-летию со дня рождения Пушкина, «Русская художественная литература за революционные годы (1918–1923)», «Русские писатели в изданиях для детей», «Пушкин и его современники», «Книга Пушкина», «Столетие „Евгения Онегина“», «Сороковые годы в русской литературе» и др.). Там же проходили и открытые научные собрания Пушкинского Дома (в 1921–1928 гг. состоялось 100 заседаний), поэтические и литературные вечера, собиравшие от 100 до 500 человек.
Начало издательской деятельности нового академического учреждения положили два «Временника Пушкинского Дома» на 1913 и 1914 г., которые, по замыслу основателей, должны были выходить ежегодно к 29 января – дню памяти Пушкина. В 1920-е гг. была создана серия «Труды Пушкинского Дома», под грифом которой вводились в научный оборот новые документы, публиковались обзоры фондов и новых поступлений, материалы к биографиям писателей, путеводители по выставкам, организованным Пушкинским Домом.
В конце 1929 г. началось «академическое дело», его главный удар был направлен на учреждения, которыми руководил акад. С. Ф. Платонов (1860–1933) – Библиотеку Академии наук, Пушкинский Дом, Археографическую комиссию. По ложному обвинению в «незаконном хранении архивных документов» были арестованы и приговорены к ссылке и различным срокам лагерей сам С. Ф. Платонов и его ближайшие коллеги по Пушкинскому Дому – заведующий Рукописным отделением Н. В. Измайлов (1893–1981), заведующий Музеем М. Д. Беляев, ученый секретарь Б. И. Коплан (1898–1942), сотрудники Рукописного отдела и Музея П. И. Зиссерман (1888–1931), Н. А. Пыпин (1875–1942?), А. А. Достоевский (1863–1933). И. А. Кубасов (1875–1937), принявший после смерти Б. Л. Модзалевского должность старшего ученого хранителя Пушкинского Дома, был вынужден уйти на пенсию; основная часть сотрудников была уволена в ходе «академической чистки». Пушкинский Дом претерпел насильственную реорганизацию и временно лишился своего исторического имени (оно было восстановлено в названии Института в 1934 г.). Официально это объяснялось необходимостью преобразования академического учреждения «архивно-музейного типа» в исследовательский Институт новой русской литературы, хотя со второй половины 1920-х гг. Пушкинский Дом естественно эволюционировал в этом направлении и становился таким институтом не по названию, а по существу.
В 1937 г. Пушкинский Дом передал в Москву на Всесоюзную Пушкинскую выставку, организованную к 100-летию гибели поэта, значительную часть своих материалов: автографы Пушкина, документальные и изобразительные материалы, относящиеся к пушкинской эпохе. Они не были возвращены по окончании выставки, так как в соответствии с Постановлением Совнаркома СССР от 4 марта 1938 г. выставка была реорганизована в Государственный музей А. С. Пушкина (в ведении Института мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР). Постановление «обязывало Академию наук СССР, Всесоюзный комитет по делам искусств, Центральное архивное управление, государственные музеи и другие учреждения и организации» передать в новый музей все имеющиеся у них материалы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина. Перевоз в Москву пушкинских материалов и библиотеки поэта в полном объеме означал бы не только упразднение Пушкинского рукописного фонда – фундамента Рукописного отдела Пушкинского Дома, но и окончательную утрату «родового» имени Института. До начала Великой Отечественной войны эта передача не состоялась, новый Музей А. С. Пушкина ввиду отсутствия здания фактически не был открыт. 2 июня 1948 г., в преддверии 150-летия со дня рождения Пушкина, Президиум АН СССР принял распоряжение о передаче Институтом мировой литературы им. А. М. Горького в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) «всех архивных и музейных фондов, принадлежащих Государственному музею А. С. Пушкина». Так произошло воссоединение Пушкинского архива, распылившегося после смерти поэта, и с этого времени автографы Пушкина, за редким исключением, хранятся в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) РАН.
Во время Великой Отечественной войны Институт не прекращал своей деятельности. В июле 1942 г. оставшиеся в живых сотрудники были эвакуированы из блокадного Ленинграда в Казань, куда удалось вывезти также часть Архива. Самые ценные рукописные и музейные материалы, включая автографы и мемориальные вещи Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Тургенева, Л. Толстого, Чехова, еще в июле 1941 г. были отправлены в Новосибирск, а библиотека Пушкина – в Свердловск. В течение 1944–1945 гг. все фонды были возвращены из эвакуации.

Время работы

Понедельник, вторник, среда, четверг с 11.00 до 17.00, касса до 16.00.

Экскурсии

Экскурсионное обслуживание
Посещение музея с экскурсоводом – 400 руб. с человека для группы количеством не менее 5 и не более 20 человек.
Посещение музея с экскурсоводом для группы от 1 до 5 человек - 2 000 руб. с группы.
Посещение музея с экскурсоводом для льготных групп (школьников по предварительной записи с 1 сопровождающим взрослым, студентом и пенсионеров) –
200 руб. с человека для группы количеством не менее 10 и не более 20 человек.

Аудио гиды и путеводители

Аудиогид (на русском, английском и китайском языках) - 300 руб.