Музей Древлехранилище Александро-Невской лавры
Адрес
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, дом 1, лит. А
Телефоны: +7 (812) 400-39-33; +7 911 233 89 57
Сайт: https://lavra.spb.ru/subdivision/museum.html
Постоянные и временные экспозиции
Коллекции музея содержат предметы, переданные в Лавру в конце XX — начале XXI века. Большинство единиц хранения поступили в качестве дара монастырю или музею от священнослужителей, прихожан, деятелей искусства, коллекционеров, а также от организаций.
Иконопись
Русская икона XVI — XX веков.
Живопись и графика
Религиозная живопись, рисунки и акварели XIX — XX веков.
Деревянная пластика
Коллекцию составляют мелкая деревянная пластика, элементы церковного интерьера, деревянная скульптура, мебель.
Ткани
В коллекцию входят облачения священнослужителей XVIII — XX веков, шитые ризы для икон XIX — XX веков, хоругви и антиминсы XVIII — XX веков.
Церковная утварь из металла
Богослужебные сосуды, ризы на иконы и престол, кадила и лампады, блюда и чаши для пожертвований, вериги и предметы быта XVIII—XX веков.
Документальные источники
Оригиналы и копии архивных документов, печатные издания по истории Александро-Невской лавры и Русской Православной Церкви.
Фотографии
Черно-белые и цветные позитивы XX века, иллюстрирующие историю Александро-Невской Лавры и Русской Православной Церкви.
Коллекция документов А. Ф. Достоевского
В коллекцию вошли мемориальные предметы и документы из личного архива Андрея Федоровича Достоевского (1908–1968) — внука писателя Ф. М. Достоевского, инициатора создания ленинградского Музея Достоевского.
История музея
Музей до революционных потрясений (1909 - 1922)
Начало ХХ века в Александро-Невской лавре было ознаменовано подготовкой к празднованию 200-летнего юбилея Александро-Невской Лавры. В монастыре к этому времени собралось много святынь и художественных ценностей. Данные факторы повышали актуальность создания музея в монастыре. К началу ХХ века в России уже существовало семнадцать епархиальных музеев, и их количество не переставало увеличиваться. 17 апреля 1909 года создание Древлехранилища было утверждено митрополитом Ладожским и Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским). В мае 1909 года Духовный собор Александро-Невской Лавры обратился к устроительному комитету Всероссийского съезда художников с просьбой оказать содействие в организации Древлехранилища. В Комитет под председательством графа А. Голенищева-Кутузова входили художники-искусствоведы А. Н. Бенуа, А. А. Карелин, известнейшие архитекторы В. А. Покровский, И. А. Фомин, А. В. Щусев и автор многих публикаций по истории древнерусского искусства В. Т. Георгиевский. Уже в июне архимандрит Феофан (Туляков) ознакомил членов комитета с имеющимися в Лавре коллекциями.
Под музей была выделена юго-западная башня монастырского комплекса. В ней ранее размещалась библиотека и монастырская ризница, для которой в 1910 году было отстроено новое отапливаемое здание по проекту архитектора Л. П. Шишко. Заведующим музеем был назначен архимандрит Филарет. Основная работа по устройству древлехранилища была возложена на художника Андрея Андреевича Карелина и послушника Лавры Федора Михайловича Морозова, который со времени своего пребывания в монастыре собирал лаврские древности — предметы, вышедшие из употребления. В организации музея принимали участие также А. Н. Бенуа, В. Т. Георгиевский и иконописец М. В. Тюлин, а также редактор журнала "Старые годы" барон Н. Н. Врангель, его сотрудник П. П. Вейнер и сын знаменитого ювелира А. К. Фаберже. Используя опыт организации историко-художественного музея в Нижнем Новгороде, А. А. Карелин в короткий срок сумел организовать отбор предметов и их классификацию.
В 1910 году музей был открыт для публики.
В том же году была опубликована «Краткая опись Древлехранилища». Сегодня она является одним из ценнейших документов по музейной атрибуции и свидетельствует о многочисленных и зачастую уникальных экспонатах, изъятых из Лавры в 1920-е гг., часть из которых ныне находятся в Государственном Русском музее.
В 1910 г. коллекция древлехранилища насчитывала более 1500 экспонатов. В числе наиболее ценных и интересных — мемориальные предметы, например трость, изготовленная лично Петром I, кровать на которой первый российский император отдыхал, пребывая в монастыре, дары Екатерины II, Павла I и других царствующих особ. Самым древним памятником являлась шапка (корона) святого благоверного князя Александра Невского из малинового бархата, с горностаевым мехом и навершием в виде креста. В экспозиции также была представлена деревянная архитектурная модель Свято-Троицкого собора, выполненная по первому проекту Теодора Швертфегера (сегодня находится в Научно-исследовательском музее при Российской Академии художеств).
В 1910 году коллекция древлехранилища содержала 21 раздел:
Святой благоверный великий князь Александр Невский (пелены, иконы и др. изображения).
Их императорские величества (бюсты, портреты, гравюры).
Архимандрит и первый настоятель, Архиепископы и митрополиты (портреты, гравюры, литографии).
Антиминсы.
Кресты.
Иконы.
Образки (финифть и пр.).
Священные изображения.
Предметы, имеющие связь с именем Александра Невского.
Церковные предметы и предметы религиозного обихода.
Облачения.
Исторические предметы.
Монеты.
Книги и ноты.
Грамоты, столбцы, дипломы, планы.
Картины и портреты.
Надгробные доски.
Модели и проекты.
Лампады, люстры, бра, подсвечники и пр.
Ковры.
Декоративная резьба и пр.
16 марта 1910 года по приглашению А. А. Карелина музей посетила великая княгиня Мария Павловна, президент Императорской Академии художеств. Этот день стал считаться днем его официального открытия. В своем письме митрополиту Антонию она указывала, что музей произвел на нее "глубоко отрадное впечатление". Владыка благословил расширить Древлехранилище.
Музей был открыт ежедневно с 14 до 16 часов, кроме канунов праздничных дней.
Постепенно музей пополнялся новыми ценными экспонатами. Например, в 1910-1913 годах лаврский иеромонах Гавриил пожертвовал старинное деревянное Распятие, а начальник архива Синода, историк К. Я. Здравомыслов - старинные оловянные сосуды XIII-XIV веков. В 1913 году по ходатайству Морозова из Академии художеств в музей были переданы фотоснимки из экспедиции П. В. Севастьянова на Афон, а также гипсовые слепки с древней резьбы по кости и виды священных сюжетов, хранившиеся в западноевропейских музеях.
В 1912 и 1915 годах музей принял участие в грандиозных историко-художественных выставках.
24 марта 1917 года, согласно постановлению Духовного Собора, Древлехранилище было закрыто для посторонней публики ввиду революционных потрясений.
Музей был окончательно закрыт в 1922 году в разгар кампании по изъятию церковных ценностей, в ходе которой материальные ценности, принадлежавшие монастырю, были конфискованы "в пользу голодающих". Часть экспонатов была перевезена в Русский музей: иконы (значительная часть из них принадлежала старообрядческой традиции), облачения и другие предметы. Одним из самых древних таких экспонатов является покров на раку св. Александра Невского, привезенный из Владимира в Санкт-Петербург вместе с мощами благоверного князя в 1724 году. Покров был выполнен в середине XVII века и изображал Александра Невского в монашеском одеянии, что противоречило иконографии святого в синодальный период (Александр Невский в княжеском одеянии). Покров хранился в Лаврской ризнице, а затем в Древлехранилище.
После закрытия Древлехранилища в 1922 году и перевозки части экспонатов из него в Русский музей, защитники Лаврского музея сразу начали готовить проект его возобновления. Теперь Древлехранилище планировали разместить на втором этаже новой ризницы. Однако эта идея была реализована лишь спустя 90 лет.
Воссоздание музея
Современное древлехранилище Александро-Невской лавры было воссоздано в декабре 2013 года, в год 300-летнего юбилея монастыря, после почти 90-летнего перерыва.
Своим существованием древлехранилище Лавры во многом обязано трудам Лидии Ивановны Соколовой, секретаря епархиальной комиссии по канонизации. С 2008 года она кропотливо собирала материалы, принимала экспонаты, договаривалась с экспертами о проведении датировок и атрибуции.
Первой временной выставкой, которая ознаменовала собой открытие музея, стала передвижная выставка "Non licet vos esse. Не должно вам быть", посвященная гонениям на Русскую Православную Церковь в послереволюционные десятилетия. В январе 2017 года открылась постоянная экспозиция музея, которая сохраняется в музее по сей день.