Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Адрес
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Университетская наб., 3
Телефоны: 8 (812) 328-14-12
Сайт: www.kunstkamera.ru
Постоянные и временные экспозиции
Постоянные экспозиции музея:
М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века
Первая астрономическая обсерватория Академии наук
Готторпский (Большой Академический) глобус
История здания Кунсткамеры
Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
Северная Америка
Латинская Америка
Африка
Индокитай
Индия
Индонезия
Япония
Монголия
Китай
Корея
Ближний и Средний Восток
Самый большой экспонат Кунсткамеры – Готторпский глобус, иногда его же называют Большим Академическим. Был изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария в 1651-1664 гг., во время правления герцога Фридриха III.
Готторпский глобус – дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. В Петербург глобус доставляли почти три года. Часть пути – по морю, часть – через леса, по зимним дорогам. Специальные казачьи отряды прорубали пасеки для саней с Готторпским глобусом. В столицу Российской империи глобус прибыл в 1717 году и в 1726 году был установлен на втором этаже башни Кунсткамеры, над анатомическим театром.
Диаметр глобуса составляет 3,1 метра. С внешней стороны – это карта мира, с внутренней – карта звездного неба северного полушария, где изображения всех созвездий организованы в точном соответствии с линией горизонта и особенностями вращения Земли, характерными для тех широт, где глобус был создан. В конце 17 века это был непревзойдённый «астрономический аттракцион». Внутри глобуса расположены 12 посадочных мест, ось вращения сделана под углом к земной поверхности, что при вращении создает «момент невесомости». В 17 веке эту конструкцию вращали с помощью водяной мельницы, позже привод стал механическим, поверхность глобуса и сейчас можно раскрутить и увидеть «изнутри» вращение созвездий на небесном своде.
Во время пожара в Кунсткамере в 1747 году глобус серьезно пострадал: от него остались металлический каркас, немногочисленные металлические детали и дверца с изображением герба Голштинского герцогства. Однако же сам механизм работал безупречно, и глобус был восстановлен в Санкт-Петербурге в Академии наук механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным, картографом И. Ф. Трускотом и живописцем И. Э. Гриммелем в 1748-1752 гг. Вот почему глобус получил своё второе название – Большой Академический, и карта мира на глобусе из Голштинии сейчас не на латинице, а на кириллице. И это - достоверное историческое представление о планете Земля второй половины 18 века.
Вновь созданный Большой Академический глобус повторяет размеры сгоревшего Готторпского глобуса, воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри. В течение 200 лет после пожара глобус много раз менял «места пребывания» и обратно, в
башню Кунсткамеры, смог вернуться лишь в 1947 году, когда после войны шла масштабная реконструкция музейного здания. В 18-м веке стены башни возводили вокруг уже размещенного Готторпского глобуса. В веке 20-м для того, чтобы Готторпский глобус смог оказаться внутри Кунсткамеры, пришлось делать большой проём в стене. Об этапах этой сложной операции рассказывает специальная экспозиция, расположенная вокруг глобуса. А сам глобус по праву стал одним из главных символов возрождения Кунсткамеры после Великой Отечественной войны.
История музея
Кунсткамера – первый российский музей, одно из любимых детищ Петра Первого. В начале XVIII века царь лично собирал первые коллекции для своего «кабинета редкостей» - диковины из мира природы, измерительные приборы, медицинские инструменты. Знаменитые на весь мир уникальные коллекции Фредерика Рюйша и Альберта Себы, часть которых и сейчас представлена в основной экспозиции музея, тоже были куплены для Кунсткамеры Петром Первым (увидеть их можно в зале «Первых естественнонаучных коллекций»).
Само здание Кунсткамеры, строительство которого окончилось в 1728 году, - одно из первых в мире, созданных специально для музея. Здесь под одной крышей, по замыслу Петра, объединились Академия наук, «кабинет редкостей» и библиотека. А силуэт Кунсткамеры с башней и венчающей её армиллярной сферой остается одним из самых узнаваемых символов Российской Академии наук. Об истории становления и развития российской науки рассказывают несколько постоянных экспозиций музея, расположенных в башне Кунсткамеры: «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века», «Первая астрономическая обсерватория Академии наук» и «Большой Готторпский глобус».
Основная же часть экспозиционного пространства Музея антропологии и этнографии сейчас посвящена традиционным культурам народов мира– индейцев, эскимосов, японцев, индийцев, монголов, китайцев… В фондах МАЭ хранится более миллиона экспонатов, и это одно из крупнейших этнографических собраний в мире.