Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Адрес

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Университетская наб., 3
Телефоны: 8 (812) 328-14-12
Сайт: www.kunstkamera.ru

Постоянные и временные экспозиции

Постоянные экспозиции музея:
 М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века
 Первая астрономическая обсерватория Академии наук
 Готторпский (Большой Академический) глобус
 История здания Кунсткамеры
 Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры
 Северная Америка
 Латинская Америка
 Африка
 Индокитай
 Индия
 Индонезия
 Япония
 Монголия
 Китай
 Корея
 Ближний и Средний Восток

Самый большой экспонат Кунсткамеры – Готторпский глобус, иногда его же называют Большим Академическим. Был изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем по проекту Адама Олеария в 1651-1664 гг., во время правления герцога Фридриха III.

Готторпский глобус – дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. В Петербург глобус доставляли почти три года. Часть пути – по морю, часть – через леса, по зимним дорогам. Специальные казачьи отряды прорубали пасеки для саней с Готторпским глобусом. В столицу Российской империи глобус прибыл в 1717 году и в 1726 году был установлен на втором этаже башни Кунсткамеры, над анатомическим театром.

Диаметр глобуса составляет 3,1 метра. С внешней стороны – это карта мира, с внутренней – карта звездного неба северного полушария, где изображения всех созвездий организованы в точном соответствии с линией горизонта и особенностями вращения Земли, характерными для тех широт, где глобус был создан. В конце 17 века это был непревзойдённый «астрономический аттракцион». Внутри глобуса расположены 12 посадочных мест, ось вращения сделана под углом к земной поверхности, что при вращении создает «момент невесомости». В 17 веке эту конструкцию вращали с помощью водяной мельницы, позже привод стал механическим, поверхность глобуса и сейчас можно раскрутить и увидеть «изнутри» вращение созвездий на небесном своде.

Во время пожара в Кунсткамере в 1747 году глобус серьезно пострадал: от него остались металлический каркас, немногочисленные металлические детали и дверца с изображением герба Голштинского герцогства. Однако же сам механизм работал безупречно, и глобус был восстановлен в Санкт-Петербурге в Академии наук механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным, картографом И. Ф. Трускотом и живописцем И. Э. Гриммелем в 1748-1752 гг. Вот почему глобус получил своё второе название – Большой Академический, и карта мира на глобусе из Голштинии сейчас не на латинице, а на кириллице. И это - достоверное историческое представление о планете Земля второй половины 18 века.

Вновь созданный Большой Академический глобус повторяет размеры сгоревшего Готторпского глобуса, воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри. В течение 200 лет после пожара глобус много раз менял «места пребывания» и обратно, в

башню Кунсткамеры, смог вернуться лишь в 1947 году, когда после войны шла масштабная реконструкция музейного здания. В 18-м веке стены башни возводили вокруг уже размещенного Готторпского глобуса. В веке 20-м для того, чтобы Готторпский глобус смог оказаться внутри Кунсткамеры, пришлось делать большой проём в стене. Об этапах этой сложной операции рассказывает специальная экспозиция, расположенная вокруг глобуса. А сам глобус по праву стал одним из главных символов возрождения Кунсткамеры после Великой Отечественной войны.

История музея

Кунсткамера – первый российский музей, одно из любимых детищ Петра Первого. В начале XVIII века царь лично собирал первые коллекции для своего «кабинета редкостей» - диковины из мира природы, измерительные приборы, медицинские инструменты. Знаменитые на весь мир уникальные коллекции Фредерика Рюйша и Альберта Себы, часть которых и сейчас представлена в основной экспозиции музея, тоже были куплены для Кунсткамеры Петром Первым (увидеть их можно в зале «Первых естественнонаучных коллекций»).

Само здание Кунсткамеры, строительство которого окончилось в 1728 году, - одно из первых в мире, созданных специально для музея. Здесь под одной крышей, по замыслу Петра, объединились Академия наук, «кабинет редкостей» и библиотека. А силуэт Кунсткамеры с башней и венчающей её армиллярной сферой остается одним из самых узнаваемых символов Российской Академии наук. Об истории становления и развития российской науки рассказывают несколько постоянных экспозиций музея, расположенных в башне Кунсткамеры: «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века», «Первая астрономическая обсерватория Академии наук» и «Большой Готторпский глобус».

Основная же часть экспозиционного пространства Музея антропологии и этнографии сейчас посвящена традиционным культурам народов мира– индейцев, эскимосов, японцев, индийцев, монголов, китайцев… В фондах МАЭ хранится более миллиона экспонатов, и это одно из крупнейших этнографических собраний в мире.