Музейный
инфоцентр
Проект Партнерства ТИЦ

Котласский краеведческий музей и муниципальный архив

Котласский краеведческий музей приглашает посетить постоянные экспозиции и временные выставки. Для гостей проводятся экскурсии и мастер-классы.
Фонд музея насчитывает более 34 тысяч единиц хранения и обладает интересными коллекциями фотографий, металла, дерева, нумизматики, тканей конца XIX – начала XX веков, изобразительного и современного декоративно-прикладного искусства, а так же многочисленным документальным фондом по истории Котласа и района.
Фонд музея насчитывает более 34 тысяч единиц хранения и обладает интересными коллекциями фотографий, металла, дерева, нумизматики, тканей конца XIX – начала XX веков, изобразительного и современного декоративно-прикладного искусства, а так же многочисленным документальным фондом по истории Котласа и района.

Адрес

Архангельская область
Котлас, ул. Виноградова, д.22
Телефоны: 8(81837)20288
Сайт: kotlasmuzei.ru

Постоянные и временные экспозиции

Фонд музея насчитывает более 34 тысячи единиц хранения и обладает интересными коллекциями фотографий, металла, дерева, нумизматики, тканей конца XIX – начала XX веков, изобразительного и современного декоративно-прикладного искусства, а так же многочисленным документальным фондом по истории Котласа и района.

Экспозиция "Котлас с древнейших времен до начала Великой Отечественной войны".
В экспозиции имеются тематико-экспозиционные комплексы по теме заселения Котласского района с подробным рассказом о древних племенах, населявших наш регион, о мессионерской роли Стефана Пермского , о древнем финно-угорском поселении в районе п.Вычегодский, о научных версиях по вопросу заселения края и названия "Котлас". Введены тематические комплексы: "Археологические памятники Котласского района", "Первая мировая война", "Образование города Котласа", "Политические репрессии на Севере". Обновленная и пополненная этнографическая коллекция позволила ярче и шире показать быт, ремесла и промыслы котласских крестьян, а так же тему традиционной северной культуры.
Экспозиционный зал "Котлас и Котласский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.".
Экспозиция "Котлас и Котласский район в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.". В новой экспозиции представлены фотографии, документы, предметы участников военных событий, труженников тыла города и района.
В разработке экспозиции приняли участие сотрудники Котласского музея, музейщики из Архангельска, непосредственно оформительские работы провел художник-экспозиционист Вячеслав Могунов. В зале установлен информационный киоск для самостоятельной работы посетителей с историческим материалом.Сейчас ведутся работы по созданию интересных и познавательных экскурсий для разных категорий посетителей и наполнению базы информационного киоска.
Интерактивный зал «Палеонтологические раскопки профессора Амалицкого в Котласском районе в конце XIX - начале XX вв.».
Зал, созданный на средства муниципальных грантов по проектам «Котлассия, двинозавр и другие» (2013, 2014, 2017 гг.), посвящённый палеонтологическим раскопкам профессора В. П. Амалицкого на территории Котласского района.
Фотографии, документы, личные вещи семьи учёного, его находки, макеты древних животных – котлассии, двинии и двинозавра. Для детей здесь установлена интерактивная песочница будущего палеонтолога, на которой дети узнают о потомках звероящеров – динозаврах. На данный момент ведутся работы по оформлению новой выставки по раскопкам профессора Амалицкого в выставочном зале музея по адресу - г.о. "Котлас", ул.Виноградова, д.32.

Главный экспонат

В фондах МУК «Котласский краеведческий музей» с 1979 года хранится переданная Н. И. Прядиловым прялка, отличающаяся тонким изящным рисунком и яркостью цвета, характерными для пучужской росписи.
Прялка с древних времён выступала в роли мужского начала. Всегда изготавливалась мужчиной и была традиционным мужским подарком дочери, невесте, жене, считавшейся олицетворением женского начала в процессе прядения. Некоторые исследователи говорят о связи русской прялки с культом плодородия, приводя в пример традицию крестьянских женщин на Масленичной неделе «в чистый Понедельник кататься на донцах, чтобы лён уродился» . На Святки же парни отбирали у девушек прялки и «хоронили», поскольку прялка символизировала собой начало святочных дней, когда не разрешалось прясть и ткать.
Для того, чтобы хозяюшка не скучала за монотонной работой прядения, художник наряжал прялку в резной узор или расписывал.
В Котласском районе не было ярко выраженного типа росписи прялок, крестьяне заимствовали мотивы росписей из других северных районов (ракульская, шенкурская, ранний Борок, борецкая, пермогорская, пучужская, нижнетоемская росписи).
Нижнетоемская, пучужская и борецкая росписи – единый вид северодвинской белофонной росписи – были распространены в деревне Первая Жерлыгинская (Верхнетоемский р-он), селе Пучуга (Верхнетоемский р-он), деревне Скобели (Виноградовский р-он). Существует предположение, что когда-то здесь существовал один центр росписи – деревня Борок. Позднее рядом возникли ещё два центра – Пучуга и Жерлыгинская, чья роспись отличалась от борецкой незначительными деталями.
Борецкие прялки, в большом количестве украшавшиеся здесь сочным, ярким растительным орнаментом на белоснежном фоне, сверкающие сусальным золотом, обычно были большие по размеру, венчались чётким рядом крупных маковок, широкая лопасть с двумя круглыми серьгами переходила в резную нарядную ножку.
На рубеже XIX и XX вв. самой распространённой была композиция лопасти, чётко делившаяся на три части. Внизу «став с конём»: сцена катания – одна (или пара) упитанная лошадь, запряжённая в сани с кибиткой на плотном фоне из вьющихся побегов. В центре – средний став: в фигурной арке сказочные птицы на ветках пышного куста или дерева. До XX века в этой части лопасти изображалось крыльцо терема. В верхнем «ставе с оконцами» помещались позолоченные окна с цветами, между ними красовались цветы и птицы.
Борецкие прялки благодаря своей праздничности и яркости пользовались огромной популярностью среди населения, обитавшего вдоль Северной Двины.
В 25 км от пристани Борок в селе Пучуга также народные мастера создавали свои выразительные произведения искусства, близкие по характеру росписи к борецкой, но отличные от неё орнаментом на ножке прялки. На стояке пучужской прялки обычно изображался густо вьющийся, закручивающийся стебель с листьями и красными ягодками на конце (вместо прямого стебля на борецкой прялке), завершавшийся круглой узорной розеткой. Основными цветами были белый цвет фона, красный растительного узора, дополнительными – ярко-зелёный мелких листочков, иногда синий.
Оборот лопасти пучужской прялки был разделён на две части, роспись верхней служила рамой из крупного орнамента для кудели, в нижней нередко повторялась сцена «става с конём».
На рубеже XIX–XX вв. получили известность такие мастера пучужской росписи, как отец и сын Кузнецовы Филипп Фёдорович и Фёдор Филиппович (1892–1957).
Прялки Пучуги делали около одного метра высотой, с крупной лопастью из цельного куска ели или сосны. Такие прялки получили название «копыльная» (корневая). По форме прялку часто сравнивали с образом девушки – на голове её корона, в ушах серьги, коса толстая спускается до пояса. В фигурных маковках, серьгах и ножке видели также отражение особенностей северной архитектуры – крыши деревянной церкви, узорного фасада избы.
В прялке издревле был заложен особый смысл, представления народа о начале жизни и смерти, о природном плодородии и богатстве. Как, в прочем, и во всём, что окружало крестьянского человека.

История музея

6 августа 1964 года в Котласе был создан городской общественный историко-революционный музей, председатель Совета музея – В.Ф.Ракитин.
2 ноября 1977 года открыт районный народный историко-краеведческий музей, председатель Совета музея – В.Д.Трубин.
1 марта 1978 года на базе этих общественных музеев был создан Котласский историко-революционный музей, филиал Архангельского областного краеведческого музея.
10 сентября 1982 года состоялось открытие экспозиции "Котлас и район с древнейших времен до настоящего времени".
В 1990 году Котласский музей стал краеведческим самостоятельным и был включен в государственную сеть музеев России.
Размещается в двухэтажном деревянном здании, площадь 500 кв.м.
Здание построено в 1906 году как культурно-просветительский центр железнодорожной станции Котлас – Народный дом «Общества народной трезвости». Здесь проводились встречи, ставили спектакли, читали лекции с показом иллюстраций через проекционный фонарь.
После Февральской революции, с марта до конца октября 1917 года, Народный дом переходит в ведение Котласского Совета (собрания, кружки для рабочих, спектакли, вечера).
В октябре из этого здания была провозглашена советская власть в Котласе.
В годы гражданской войны на первом этаже здания формировались отряды красноармейцев для отправки на фронт, велась военная подготовка. На втором этаже был открыт клуб коммунистов им.Ленина, в последующие годы здание использовалось различными ведомствами.

Время работы

Среда - воскресенье:
с 9.30 до 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.
Касса работает до 16.30.
Выходные : понедельник, вторник. *
* Организованные группы принимаются в любой день по предварительной заявке.

Экскурсии

Обзорная экскурсия по музею. История Котласа и района с древнейших времён до начала XX века. Раскрывает такие темы, как заселение Севера и Котласского района в IX–XIII веках, археологические памятники, становление судоходства на Северной Двине, появление речной пристани в Котласе и строительство железной дороги Вятка-Котлас, события Первой мировой войны, революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны на Севере, раскулачивание и политические репрессии в 1930-е годы, создание Котласлага, пересыльных пунктов в городе и районе, Котлас в годы Великой Отечественной войны.
Храмы Котласского района. Котласский район обладает уникальным архитектурным наследием. На территории района (в том числе в городах Котлас и Коряжма) находятся 28 храмов, построенных в XVI–XX веках. Среди них – шедевры архитектуры всероссийского значения, уникальные образцы региональной архитектуры, характерные храмы устюжской школы, памятники деревянного зодчества. Местные храмы представляют самые разные архитектурные стили: строгановское барокко, классицизм, эклектику. На музейном занятии можно познакомиться с историей храмов и их архитектурными особенностями, с предметами церковного обихода.
Народный костюм Русского Севера кон. 19 - нач. 20 вв. Северный женский костюм. Значение и роль костюма в жизни женщины. На примерах экспонатов Котласского музея слушатели прослеживают процесс изменения головного убора в зависимости от возраста девушки и семейного положения.

Аудио гиды и путеводители

Аудиогид по первому залу на сайте izi.TRAVEL (https://izi.travel/ru/8bf6-kotlasskiy-kraevedcheskiy-muzey/ru).
Аудиогид по второму и третьему залу на сайте Артефакт (https://artefact.culture.ru/ru/exhibition/kotlas-s-drevneyshih-vremen-do-1946-goda#catalogue)