Центральный военно-морской музей
Главный морской музей морской столицы России является одним из наиболее посещаемых и привлекательных для туристов музеев Санкт- Петербурга. Расположен в историческом центре города (так называемом "музейном квартале" ) , имеет хорошую транспортную доступность. Музей размещен в современном комплексе реновированных исторических Морских (Крюковских) казарм. Среднегодовая посещаемость до миллиона человек.
Музей обладает развитой внутренней инфраструктурой, экспозиция оснащена современной навигацией, в залах музея размещены информационные интерактивные экраны. Вниманию посетителей представлены 19 залов постоянной экспозиции и 6 залов временных выставок. Просторный атриум, кинозал, конференц- зал позволяют проводить в музее мероприятия любого уровня для любого возраста.
Осуществляется экскурсионное обслуживание, проводятся различные тематические программы. Для индивидуальных посетителей предлагаются несколько форматов аудиосопровождения (платные и бесплатные аудиогиды)
Предусмотрено большое количество льгот для различных категорий посетителей. Подробная информация о стоимости услуг, льготах, проводимых выставках и мероприятиях размещается на сайте музея.
Музей участвует в программе "Доступная среда" и обеспечивает прием и обслуживание инклюзивного посетителя.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого — один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он берет свое начало от Санкт-Петербургской модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, впервые упомянутой в письме Петра I 13 (24) января 1709 г. Модель-камера располагалась в Главном Адмиралтействе, где строились корабли Балтийского флота.
В 1805 г. был создан «Морской музеум», основой которого стали коллекции Модель-камеры. К концу XIX в. Морской музей стал значительным российским культурным и научным центром, приобрел известность во всем мире.
В 1908 г., перед торжественным празднованием 200-летия музея, ему было присвоено имя основателя — Петра Великого. Сменив ряд наименований, он стал в 1924 г. Центральным военно-морским музеем. Были внесены соответствующие духу времени коррективы в его экспозицию.
В августе 1939 г. Центральному военно-морскому музею было передано одно из красивейших строений Ленинграда — здание Биржи. В феврале 1941 г. открылась экспозиция в новых залах, но через четыре месяца началась Великая Отечественная война. Наиболее ценные экспонаты были эвакуированы в Ульяновск. В июле 1946 г. вернувшийся из эвакуации музей вновь открыл свои двери для посетителей.
После войны начинает создаваться современная сеть филиалов Центрального военно-морского музея. В 1956 г. открывается филиал на крейсере «Аврора» — первом в нашей стране корабле-музее. В 1972 г. в поселке Осиновец на берегу Ладожского озера был открыт филиал «Дорога жизни». В 1980 г. в здании Кронштадтского Морского собора начал работу филиал «Кронштадтская крепость». Работы по созданию филиала на одной из первых подводных лодок советской постройки — Д-2 «Народоволец» завершились открытием в 1994 г. мемориального комплекса, который стал первой в нашей стране полностью музеефицированной подводной лодкой.
Работа по пропаганде истории флота получила высокую оценку — в 1975 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный военно-морской музей был награжден орденом Красной Звезды.
С 1980-х гг. вновь, впервые с дореволюционных времен, большое развитие получила зарубежная выставочная деятельность музея, что позволило музею добиться более широкого признания не только в России, но и за рубежом. Ныне музей поддерживает деловые связи, организует совместные выставки с десятками российских и зарубежных музеев.
За три века своего существования музей собрал огромное количество ценнейших музейных предметов, отражающих важнейшие события истории флота. В фондах музея их хранится более 700 000. В том числе свыше 13 000 предметов корабельной техники, более 11 000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62 000 произведений изобразительного искусства, более 56 000 предметов формы одежды, наград и знаков, флагов и знамен, свыше 44 000 документов и рукописей, около 300 000 фотографий и негативов, сотни тысяч листов чертежей.
Музей обладает одним из богатейших в мире собраний моделей кораблей (около 2000 единиц). В модельной коллекции наглядно отражена история российского и зарубежного военного кораблестроения.
С участием музея прошли сотни выставок в Санкт-Петербурге, Москве и городах Российской Федерации. Между ЦВММ и музеями зарубежных стран установились плодотворные творческие связи, выставки с его участием экспонировались более чем в 20 странах.
В 2012 г. существующие филиалы ЦВММ получили статус структурных подразделений музея. К ним добавились Музей Балтийского флота (г. Балтийск) и Корабль боевой славы «Михаил Кутузов» (г. Новороссийск).
В апреле 2013 г. завершен перевод коллекции ЦВММ в отреставрированный комплекс Крюковских (Морских) казарм. В 2013 г. начали работать выставочный комплекс из шести залов, экспозиция в атриуме и первая очередь основной экспозиции в составе 6 залов. Ко Дню Военно-Морского Флота, 27 июля 2014 г., полностью открыта для посещения экспозиция в составе 19 залов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2028-р от 11 сентября 2019 г. Центральному военно-морскому музею было возвращено историческое наименование «Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого».
Адрес
Санкт-Петербург
С-Петербург, Площадь Т руда д. 5
Телефоны: +78123038513
Сайт: navalmuseum.ru
Постоянные и временные экспозиции
Санкт-Петербург является морской столицей России, основанной Петром I вблизи Балтийского моря. В городе немало уникальных памятников, музеев, исторических реликвий. Одной из жемчужин Санкт-Петербурга по праву считается Центральный военно-морской музей, созданный 24 января 1709 года как Модель-камера при Главном Адмиралтействе.
Фонды Морского музея начали пополняться многими интересными предметами. Среди них были личные вещи, принадлежавшие основателю Российского флота, императору Петру Великому, прославленным адмиралам и офицерам, произведения живописи и графики, образцы холодного и огнестрельного оружия. Пополнялась и главная коллекция - собрание моделей военных кораблей и транспортных судов. С 1909 года музей стал именоваться Морской музей императора Петра Великого.
Собрание ЦВММ на 1 января 2015 года насчитывает свыше 719000 музейных предметов, объединенных для хранения в 8 фондов и систематизированных в составе 57 коллекций самых разнообразных по материалу изготовления, состоянию сохранности, своим размерам и габаритам. В их числе почти 12000 моделей кораблей и предметов корабельной техники, более 11000 единиц холодного и огнестрельного оружия, свыше 62000 произведений изобразительного искусства, более 56000 предметов формы одежды, нумизматики, фалеристики, а также знамен и флагов. Очень важны рукописно-документальный, чертежный и фотонегативный фонды музея.
Главный экспонат
Ботик Петра I — «ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА»
Ботик был обнаружен 16-летним Петром в 1688 г. в царском селе Измайловском под Москвой, Тогда же родилась версия о его английском происхождении, не доказанная и не опровергнутая до сих пор. Петр I, плавая на ботике по Просяному пруду и реке Яуза, учился хождению под парусами. В 1701 г. ботик был поставлен под навес на территории московского Кремля у колокольни Ивана Великого. В январе 1722 г. по случаю торжеств в Москве, посвященных окончанию Северной войны, ботик поставили в Кремль на всеобщее обозрение. Тогда же Петр I назвал его «дедушкой русского флота». Зимой 1723 г. ботик сухим путем доставили в Шлиссельбург, оттуда 30 мая по Неве он пришел в Санкт-Петербург, где торжественно был встречен судами Невского флота. Его поставили на хранение на адмиралтейском дворе. 11 августа 1723 г. Петр I использовал ботик для парада Балтийского флота в Кронштадте, туда и обратно он перешел с командой царских гребцов совместно с судами Невского флота. 30 августа 1723 г. в день празднования 20-й годовщины Ништадтского мира, он был поставлен в Петропавловской крепости на больверке Государева бастиона, а после постройки в 1765 г. «Ботного домика» хранился там. Петр I повелел ежегодно 30 августа провозить ботик по Неве, это торжество было проведено в 1724 г., а после его смерти только в 1744 и в 1745 г. 16 мая 1803 г. в день празднования 100-летия Санкт-Петербурга ботик установили на палубе ново построенного на Главном Адмиралтействе линейного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве. 3 июля 1836 г. ботик показан на параде корабле Балтийского флота в Кронштадте, где он стоял на палубе военного парохода «Геркулес», на котором император Николай I принимал парад. В Кронштадт и обратно ботик был доставлен буксировкой. 28 мая 1872 г. в связи с празднованием 200-летия Петра I, ботик экспонировался на Политехнической выставке в Москве. Туда он был доставлен на железнодорожной платформе, а последние сотни метров до павильона прошел на веслах по Москве-реке. В 1928 г. ботик передали в Петергофский музей-заповедник, а 29 августа 1940 г. – в Центральный военно-морской музей (ЦВММ). В 1941 г. ботик был эвакуирован на речной барже в г. Ульяновск, где хранился до 1946 г. Впервые в отечественной истории ботик Петра I в период с 9 января по 10 марта 1997 г. находился в США (город Нью-Йорк), где был представлен в экспозиции выставки в галерее «Либерти стрит» Международного финансового центра в связи с фестивалем «Салют, Санкт-Петербург». Реставрационный центр «Уильямстаун Арт Консервейшн» при посредничестве фирмы «Атлантик Челендж Фаундейшн» (США) с участием Центрального военно-морского музея выполнил работы по реставрации ботика. В Нью-Йорк и обратно доставлялся морским транспортом в специальном контейнере.
Ремонты и реставрации ботика:
1688 г. – ремонт, установка мачты и паруса;
1722 г. – ремонт перед отправкой в Санкт-Петербург, обивка медной обшивкой;
1836 г. – ремонт перед парадом в Кронштадте;
1872 г. – ремонт перед отправкой в Москву, замена медной обшивки;
1966 г. – реставрация специалистами ЦВММ;
1997 г. – реставрация в Нью-Йорке.
История музея
Эта территория близ пересечения Мойки и Крюкова канала в середине XVIII века была занята караульной избой. В 1756 году здесь были построены винные амбары, с 1766 года ставшие "провиантскими магазинами" (магазином тогда называли склад). Они располагались цепочкой вдоль Крюкова канала. В этих складах хранилась мука Адмиралтейского ведомства и мастеровых казённых предприятий. Их называли также "запасными", так как в случае резкого роста цен местную муку продавали петербуржцам по более низким расценкам.
При формировании в 1840-х годах Благовещенской (ныне Труда) площади склады были уничтожены. На их месте в 1844-1852 годах по проекту архитектора И. Д. Черника и военного инженера М. А. Пасыпкина были построены Морские крюковские казармы. Сначала был выстроен корпус вдоль канала (дом №2), затем со стороны Большой Морской улицы (дом №69). Казармы строили почти одновременно с соседним Офицерским корпусом Конногвардейского полка, они очень похожи. До недавнего времени стены Офицерского корпуса были такими же красно-кирпичными, как и стены Крюковских казарм.
В этом здании в должности квартирмейстера служил герой обороны Севастополя Пётр Кошка. Позже здесь нес службу капельмейстером тесть Александра и Альберта Николаевичей Бенуа. В Морских крюковских казармах размещался 8-й флотский экипаж. В 1884 году в нём начинал свою военную карьеру Алексей Николаевич Крылов, будущий академик. В разное время здесь располагались также 7-й и 13-й флотские экипажи.
В 1917 году в Морских крюковских казармах находился 2-й Балтийский флотский экипаж, в котором служили братья Железняковы. Младший из них, Анатолий, участвовал в разгоне Учредительного собрания. В историю вошли его слова о том, что "караул устал". Во время Великой Отечественной войны в казармах готовили пополнение для Балтийского флота. Часть здания занимал Драматический театр дважды Краснознамённого Балтийского флота, который позже сменил Ленинградский матросский клуб.
В начале 2010-х годов здание Морских крюковских казарм начали приспосабливать для размещения в них Центрального Военно-Морского музея. Открытие переехавшего из здания Биржи музея состоялось в 2013 году.
Как добраться
От аэропорта: автобус № 39 до метро Московская - от метро Московская маршрутка № К-350 до площади Труда.
С Московского вокзала: от остановки "Московский вокзал" автобус № 3 до остановки "Площадь Труда"
Время работы
Пн., ср., чт., пт., сб., вс. - рабочие дни
Вт. - выходной день
Время работы с 10:00 до 18:00
Касса закрывается в 17:15
Экскурсии
Экскурсии для россиян.
1. Озорная экскурсия (45 мин.), (свыше 5 человек) :
взрослые - 250 руб. для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
пенсионеры, инвалиды (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения) - 200 руб. для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений, при предъявлении соответствующего удостоверения) -200 руб. для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
дошкольники - 100 руб.
2. Индивидуальная, авторская лекции-экскурсии (1.5 часа), (группа от 1 до 5 человек включительно) - 2000 руб.с группы + входной билет для каждого посетителя.
Экскурсии для иностранных граждан.
1. Обзорная экскурсия (45 мин.), (группа свыше 5 человек) :
русский язык - 400 руб. для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя
иностранный язык - 500 руб. для каждого посетителя + входной билет для каждого посетителя.
2. Индивидуальная, авторская лекции-экскурсии - группа от 1 до 5 человек включительно (1.5 часа) :
русский язык - 2500 руб. с группы + входной билет для каждого посетителя
иностранный язык - 3000 руб. с группы + входной билет для каждого посетителя.
Аудио гиды и путеводители
Аудиогид, русский и английский языки, izi. TRAVEL. ru