Постоянные и временные экспозиции
в мемориальной экспозиции полностью воссоздана обстановка кабинета, гостиной и коридора. В кабинете заметно влияние «петровской темы»: здесь можно увидеть портреты Петра I, Екатерины I, Гетмана Даниила Апостола, живописное полотно с изображениями парусных фрегатов, слепок прижизненной маски Петра I, писарские чернильницы, подсвечник, корабельные часы… Все эти вещи давали писателю возможность погрузиться в эпоху, ощутить связь времен.
В коридоре, в книжных шкафах, разместилась рабочая библиотека – сочинения русских и зарубежных классиков, советских писателей, книги по искусству, фольклору, по русской и всеобщей истории, литература об эпохах Ивана Грозного, Петра Великого, Гражданской войны. Многие книги хранят пометы писателя.
В своем доме Толстой часто принимал гостей. Здесь нередко бывали К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, И. Л. Андроников, А. Т. Твардовский, П. Д. Корин, И. М. Москвин, В. И. Качалов, С. М. Михоэлс, И. С. Козловский, П. Л. Капица, Г. С. Уланова и многие другие деятели искусства, литературы, науки.
Значительную часть коллекции музея составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков Толстого — Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.
А. Н. Толстой не был коллекционером с четко обозначенными границами интересов. Он был страстным собирателем произведений искусств, в которых видел изюминку сюжета, червоточинку интриги. Приобретал вещи, которые будоражили его творческую фантазию, помогали реализовывать его творческий принцип − «для того чтоб писать, я должен видеть».
Пополнение коллекции писателя — это захватывающая история о случайных находках, непомерных тратах, подарках друзей и неоправданных ожиданиях, но никогда — разочарованиях. Любой предмет в доме писателя обретал свое место и утрачивал статус шедевра: вещи не хранили — ими пользовались, их наполняли повседневностью и бытовой значимостью.
Любимые трубки Алексея Николаевича Толстого сейчас можно увидеть на круглом столике у камина в кабинете его музея-квартиры.
Неотъемлемой частью облика Толстого трубка стала еще в молодые годы. Но если на фотографии 1902 года мы видим двадцатилетнего юношу, облаченного в студенческую тужурку, с папиросой в руке, то в 1909 перед нами молодой человек «добротной» внешности, которую он обрел в Париже, обзаведясь прической на прямой пробор, цилиндром, костюмом черного сукна, обшитым шелковой тесьмой. Всему этому трубка соответствовала гораздо больше, став эффектным аксессуаром нового облика писателя, а также атрибутом его визуальных и вербальных портретов, пародий и шаржей: благодаря ей он узнавался мгновенно.
Трубки Толстого и связанные с ними его привычки, своеобразные и очень индивидуальные, отмечены во многих воспоминаниях.
Трубки, относясь к предметам статусным и дорогим, существенно отличаются формой, размерами, материалом и многими другими тонкостями и нюансами, известными курильщикам и коллекционерам. Толстой в Ленинграде заказывал трубки, преимущественно, гнутые — знаменитому мастеру Фёдорову (кстати, одна из его первых трубок — «бильярд» — была вырезана именно для писателя), а в Москве — «сталинскому» трубочнику Янкелевичу — прямые.
Толстой воспримет обмен трубками со Сталиным как охранный знак, в котором ему будет видеться жест братания, покровительства «старшего», гарантия безопасности и благополучия — впрочем, в эфемерности всего этого нельзя было не сомневаться. И тот, и другой предпочитали трубки фирмы «Данхил».
Свою последнюю трубку Толстой получил в день рождения от сына Анастаса Микояна, будучи уже смертельно больным, за месяц с небольшим до смерти. Ее мундштук был украшен металлическим колечком с дарственной надписью: «Алексею Толстому Алексей Микоян. 10 января 1945 года». Сейчас мы можем ее увидеть среди других трубок писателя в кабинете, на столике у камина.
История музея
Дом, в котором жил Алексей Николаевич Толстой, является частью бывшей усадьбы Рябушинских, построенной в начале XX века архитектором Ф. О. Шехтелем, и органически входит в исторически сложившийся культурный комплекс близ Никитских ворот. Здесь находятся храм Большого Вознесения, где венчался А. С. Пушкин; дом, где в 1904 году останавливался А. А. Блок; музей-квартира М. Горького, расположенная в бывшем особняке Рябушинского.
Проектируя усадьбу, архитектор Ф.О. Шехтель, помимо хозяйского дома и флигеля для прислуги, включил в ансамбль маленький каретный ряд, гараж, прачечную, дворницкую и нетипичный для городской усадьбы коровник. После революции во флигеле размещались редакции журналов и газет, редактируемых А. М. Горьким.
Музей был открыт 20 октября 1987 года, экспозиция создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля по завещанию вдовы писателя Л. И. Толстой в 1983 году.