Объединённый музей гражданской авиации в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург – колыбель отечественной авиации, крупный центр авиационного образования, науки, промышленности. При этом в городе нет государственного музея авиации, но есть музей в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, доступный для всех посетителей. Это единственный в Петербурге и в отрасли совместный музей учебного заведения и производственных предприятий.
Экспозиция Музея отражает историю Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, авиапредприятия «Пулково» – АО «Авиакомпания «Россия» и Аэропорта «Пулково».
Единственный в Санкт-Петербурге Музей гражданской авиации рассказывает об истории зарождения авиации и воздухоплавания в Петербурге и России, о деятельности Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, авиакомпании "Россия" и аэропорта Пулково. В экспозиции музея представлены: подлинные документы и вещи авиаторов, модели самолётов, форменная одежда, фотографии, книги и многое другое. В технической экспозиции представлены кабины самолётов Ту-154, Ил-14 и Як-18, фрагмент пассажирского салона Ту-154, узлы и агрегаты летательных аппаратов.
Адрес
Санкт-Петербург
ул. Пилотов, 38, Санкт-Петербург, 196210
Телефоны: (812) 704-15-20
Сайт: www.aviamuseumspb.ru
Постоянные и временные экспозиции
Фонды музея
Основной фонд музея насчитывает более 25 тысяч единиц хранения, ведется электронная База данных. Деятельность по учету и хранению фондов всегда была и остается приоритетной задачей музея. Учет фондов ведется по нормативным документам Министерства культуры.
Хранение осуществляется по трем отделам: Общему, Научно-техническому и фонду Музея истории Ленинградского объединенного авиаотряда (МИЛОАО). Фонды и Библиотека музея доступны исследователям. В качестве структурной группы в состав музея входит Архив аудиовизуальных документов СПбГУ ГА. Фотолаборатория Университета также является структурной группой музея, осуществляет регулярную фотофиксацию жизни вуза, оцифровку и реставрацию фотографий и негативов.
Научно-фондовой и учётно-хранительской деятельностью музея руководит главный хранитель фондов музея С. А. Толмачева.
Экспозиция музея
Хронологические рамки и тематика экспозиции включают главные вехи истории авиации (науки, практики, образования) в Петербурге:
– от Учебного воздухоплавательного парка (1890), реорганизованного в Офицерскую воздухоплавательную школу (1910), до Университета гражданской авиации, унаследовавшего традиции и опыт петербургской научно-педагогической школы подготовки авиационных специалистов, у истоков которой стояли учёные Института инженеров путей сообщения и Политехнического института;
– от первых праздников воздухоплавания на Комендантском аэродроме (1910) и первого перелёта из столицы в Москву (1911) до регулярных рейсов старейшего в России авиапредприятия «Пулково» – авиакомпании «Россия» во многие страны мира.
Основные разделы экспозиции:
1) Воздухоплавание, авиация, авиационное образование в Петербурге (1880–1919). В залах много подлинных предметов той эпохи. В их числе: редкие книги; единственный сохранившийся до наших дней, принадлежавший командиру самолета «Илья Муромец» С. Н. Никольскому вымпел Императорского всероссийского аэроклуба (ИВАК, 1908); памятные жетоны Отдела воздушного флота (ОВФ, 1911); кресло начальника ОВШ генерала А. М. Кованько (1856–1919). Экспонируются шпалеры, посвящённые перелёту Луи Блерио через Ла-Манш в 1909 году, принадлежавшие действительному члену ИВАК историку А. А. Родных. Представлены уникальные технические экспонаты: концевая часть лопасти воздушного винта Шовьера «Интеграл» для мотора «Гном Омега», центральная часть пропеллера самолёта «Моран-Ж», воздушные винты аэропланов «Лебедь» и «Фарман-30» (1910-е гг.).
В первый раздел органично включена музейная интерпретация Храма святого пророка Илии, небесного покровителя авиаторов, в память о первом в Петербурге авиационном храме на территории Офицерской Воздухоплавательной школы в 1889–1920-е гг. Подлинные иконы конца XIX–начала XX вв. подарены музею Наместником Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры протоиереем Игорем Афанасьевичем Мазуром в 1990-е гг.
2) Авиация Северо-запада и авиационное образование в Петрограде-Ленинграде (1920–1941). Здесь представлены мемориальные предметы первооткрывателей воздушных линий авиапредприятия «Пулково», учебники ЛИИ ГВФ и отраслевая литература 1930-х гг., лопасть воздушного винта первого цельнометаллического пассажирского самолёта «Юнкерс-13»; модели самолётов 1930-х гг., выполненные выпускником Академии пилотом В. М. Кротовым. Бюст основателя Авиагорода, Ленинградского аэропорта, ЛИИ ГВФ Владимира Ивановича Мацкевича специально для музея выполнила скульптор Ольга Александровна Ивашинцова.
3) Авиаторы в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Экспонируются подлинные листовки 1941 года, лётные книжки и боевые награды пилотов Северного управления ГВФ военных лет; лопасть воздушного винта самолёта Ли-2, модели самолётов Второй мировой войны; легендарный авиационный пулемёт ШКАС. Постоянная выставка военных реликвий советской и немецкой армий представляет предметы, найденные на местах боёв за Ленинград поисковым отрядом «Слёзы матери», командир А. К. Синицын.
4) Воздушный транспорт и авиационное образование в Ленинграде (1944–1971). Выделен мемориальный тематический комплекс, посвящённый основателям Академии – первому начальнику ВАУ ГВФ дважды Герою Советского Союза, Главному маршалу авиации, профессору А. А. Новикову (1900–1976) и его заместителю по учебной и научной работе П. С. Лабазину (1916–1987), который ещё в 1953 г., будучи начальником КУНС ГВФ, обосновал необходимость создания в Ленинграде Академии гражданского воздушного флота. Бюст П. С. Лабазина выполнен скульптором Екатериной Анатольевной Вишневецкой. Здесь много подлинных музейных предметов, принадлежавших пионерам освоения реактивной техники в Ленинградском авиапредприятии; документы и личные вещи видных учёных и преподавателей, а также выпускников КУНС–ВАУ–Академии; авиационный кортик военного лётчика З. Г. Гульбадашвили.
Заслуживают внимания технические экспонаты: авиационный секстант, кабины самолётов Ил-14М и Як-18А, штурвалы первых отечественных пассажирских самолётов с газотурбинными двигателями Ту-104 и Ил-18.
Доминанта третьего зала — мраморная Доска Почета, учреждённая в 1959 году для лиц, окончивших Высшее авиационное училище ГВФ с отличными успехами в учёбе.
5) История Академии гражданской авиации, Авиапредприятия «Пулково» (1971–2005). Экспонируются фундаментальные учебники и учебные пособия, написанные преподавателями Академии; дипломы и награды известных авиаторов авиапредприятия «Пулково», форменная одежда выпускников Академии – пилотов различных авиакомпаний: «Интерфлюг», «Балкан», «Пулково», коллекция бортовых самописцев, самолётно-навигационный тренажёр Ту-154, процедурный тренажёр пульта бортинженера самолёта Ту-154А. Установленный перед входом в Университет истребитель МиГ-31 – заслуга начальника факультета военного обучения полковника С. Е. Ковалёва.
Одна из главных тем экспозиции – «Вклад выпускников Высшего авиационного училища – Академии – Университета гражданской авиации в развитие отрасли и в укрепление международного сотрудничества» явля-ется сквозной в двух экспозиционных залах. Среди выпускников: министры гражданской авиации СССР Б. П. Бугаев и Б. Е. Панюков; президент Литовской Республики Роландас Паксас; Герои Советского Союза (России), Герои Социалистического труда, заслуженные пилоты и штурманы СССР (России), пионеры освоения Ил-18, Ту-104, Ту-154, Ил-86 в авиапредприятии «Пулково», известные деятели науки и техники, руководители крупных авиакомпаний и учебных заведений, лётчики-испытатели, знаменитые спортсмены – чемпионы мира по авиационным видам спорта Виктор Смолин, Юргис Кайрис, Светлана Капанина.
6) Современная история Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, авиакомпании «Россия» и Аэропорта «Пулково» (2005–2018).
7) В лекционно-выставочном зале музея представлена техническая экспозиция: реплика самолёта «Де Хевилленд-2»; чертёжные столы 1910 года из учебных аудиторий Политехнического, затем Кораблестроительного институтов; интерактивный комплекс «Кабина и пассажирский салон самолёта Ту-154»; кабина самолета Ан-2; приборы и агрегаты самолётов отечественного и зарубежного производства в открытом хранении; экспозиционный комплекс «Библиотека ДК авиаработников 1960–1980-х гг.»; интерьер лаборатории технических средств обучения 1960–1980-х гг.
История музея
Музей является результатом объединения в стенах Академии гражданской авиации (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, СПбГУ ГА) Музея истории Академии гражданской авиации и Музея истории Ленинградского управления гражданской авиации.
Музей истории Академии открыт в мае 1975 года в ознаменование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне и в связи с 20-летием со дня организации Высшего авиационного училища гражданского воздушного флота – Академии гражданской авиации. Среди основателей Музея известные деятели гражданской авиации – И. Ф. Васин, Ю. П. Дарымов, П. С. Лабазин, Н. Г. Фёдоров, М. И. Рубец.
Музей Ленинградского управления гражданской авиации был основан в 1984 году к 50-летию Управления.
Объединение двух родственных по тематике музеев произошло в марте 1993 г. по решению ректора Академии гражданской авиации Г. А. Крыжановского и генерального директора авиапредприятия «Пулково» Б. Г. Демченко. Объединение музеев было вполне закономерно, поскольку вуз и авиапредприятие – имеют общие корни, их предшественником является Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ, 1930–1941).
Музей размещается в главном корпусе Университета, находящегося в южной части Петербурга, в микрорайоне, который в 1930-е годы получил название Авиагород, ныне – авиагородок. Университет соседствует с историческими зданиями ЛИИ ГВФ, после войны переданными авиапредприятию.
Как добраться
На общественном транспорте:
от станции метро «Московская» (выход к автобусам в аэропорт): на автобусах №№ 13, 13а, маршрутных такси №№ 13, 213 проехать до остановки «Академия».
от станций метро «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская»: на маршрутном такси № 213 проехать до остановки «Академия»
от аэропорта “Пулково”: на автобусе № 39 или маршрутном такси № 39 проехать до остановки “Платформа “Аэропорт””, далее перейти на противоположную сторону Пулковского шоссе и на автобусах №№ 13, 13а или маршрутных такси №№ 13, 213 проехать до остановки “Академия”
На автомобиле:
1. Кольцевая автодорога: съезд в сторону аэропорта Пулково-1 и Пулково-2, далее поворот на Внуковскую улицу, далее по Стартовой, на первом перекрестке поворот налево на улицу Пилотов, следовать по улице Пилотов до парковки Университета гражданской авиации (ориентир — истребитель МиГ-31)
2. Пулковское шоссе (со стороны Площади Победы): поворот с Пулковского шоссе на Стартовую улицу, далее на перекрестке со светофором (не доезжая Пулково-2) поворот направо на улицу Пилотов, следовать по улице Пилотов до парковки Университета гражданской авиации (ориентир — истребитель МиГ-31)
Время работы
По рабочим дням с 10 до 16 часов. В субботу и воскресенье музей закрыт.
Экскурсии
В музее проводятся обзорные экскурсии для всех категорий посетителей. Возможно проведение тематических экскурсий и интерактивных программ, фотосессий в форме пилота или бортпроводника